Планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
Структура планируемых результатов:
§ актуального развития, т.е. на уровне актуальных
действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося;
§ зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных
действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в
сотрудничестве с учителями и сверстниками.
С этой целью в структуре
планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной,
междисциплинарной) выделяются следующие уровни
описания.
1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и
основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в
структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле
изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом,
общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам
учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад
данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей;
отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и
мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых
познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в
ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют
деятельность системы образования.
2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного
учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту
группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому
разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения
опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных
результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на
данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная
возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне,
характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в
эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая,
во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и
основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы
учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение
планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может
осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной
оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью
итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем
исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового
уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, с помощью заданий повышенного уровня.
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным
основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на
следующую ступень обучения.
3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний,
умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые
результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник
получит возможность научиться». Уровень достижений, соответствующий
планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные
обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В
повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без
исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся,
так и в силу повышенной сложности учебного материала и его пропедевтического
характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся
преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания,
ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут
включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого
включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение
более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику
роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью
которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не
является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде
случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести
в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать
посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля
достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура
представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при
организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение
планируемых результатов, от учителя требуется использование таких
педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к
подготовке обучающихся.
В тексте ФГОС начального общего
образования отражены основные положения планируемых результатов начального
общего образования.
К числу планируемых результатов
освоения основной образовательной программы отнесены:
§ личностные
результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников
начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
§ метапредметные
результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
§ предметные
результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные
результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования:
1. формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6. использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление
и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10. овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение
общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14. овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
16. умение
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей,
включающих в себя конкретные учебные предметы:
Филология
Русский язык. Родной язык:
1. формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2. понимание обучающимися того, что язык представляет
собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
3. сформированность позитивного отношения к правильной
устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4. овладение первоначальными представлениями о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах
и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать
звуки и буквы;
- характеризовать
звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать
последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник
получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический
(звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике
алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического
(звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник
получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного
литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности
постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по
словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать
изменяемые и неизменяемые слова;
- различать
родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить
в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник
получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять
слова, значение которых требует уточнения;
- определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник
получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения
повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в
прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов
в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для
успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник
научится:
- определять грамматические признаки имён
существительных – род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён
прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки
глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и
будущем времени), спряжение.
Выпускник
получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён
существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как
личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при
глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник
научится:
- различать предложение, словосочетание,
слово;
- устанавливать при помощи смысловых
вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели
высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
- определять
восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без
деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными
членами.
Выпускник
получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены
предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным
в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные
предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник
научится:
- применять правила правописания (в
объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова
по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст объёмом 80-90
слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75-80
слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный
текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник
получит возможность научиться:
- осознавать место возможного
возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой
орфограммой;
- при составлении собственных текстов
перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать
причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник
научится:
- оценивать правильность (уместность)
выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в
быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы
речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение,
аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные
открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций
общения.
Выпускник
получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному
заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать
текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на
определённую тему с использованием разных типов речи: описание,
повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с
нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых
допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность
собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить
их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия
при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и
другие виды и способы связи).
Литературное чтение. Литературное
чтение на родном языке:
1. понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2. осознание
значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3. понимание
роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4. достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5. умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и
читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать
значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение
опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать
со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать
на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать
(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после
предварительной подготовки;
- использовать
различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться
в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы
(микро-темы); основные события и устанавливать их последовательность;
выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде);
- использовать
простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части,
озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между
событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание
текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение,
метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию без
использования терминологии;
- использовать
различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать,
основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только
на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять
прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на
контекст, целенаправленно пополнять на
- этой
основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием
текста);
- ориентироваться
в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде
пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать
в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого
этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник
получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу
как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и
избыточную информацию;
- осмысливать эстетические и нравственные
ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и
высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального
состояния в процессе чтения литературного произведения;
- оформлять свою мысль в монологическое
речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание,
рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или
отвечая на вопрос;
- высказывать эстетическое и нравственно
этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из
текста;
- делать выписки из прочитанных текстов
для дальнейшего практического использования.
Круг
детского чтения
Выпускник научится:
- ориентироваться
в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от
авторской книги;
- самостоятельно
и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике, по собственному желанию;
- составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться
алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник
получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской
литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической
и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг
чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Литературоведческая
пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать,
сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три
существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного;
распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки,
пословицы).
Выпускник
получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять различные виды
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора,
эпитет);
- создавать прозаический или поэтический
текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая
деятельность
Выпускник научится:
- читать
по ролям литературное произведение;
- использовать
различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в
выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на
основе плана);
- создавать
собственный текст на основе интерпретации художественного произведения,
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.
Выпускник
получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица
героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по
содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки
по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания текста.
Чтение. Работа с текстом
Работа с
текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить
в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять
тему и главную мысль текста;
- делить
тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять
содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать
между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
- понимать
информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
- понимать
текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
- использовать
различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться
в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник
получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста
(например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками
информации;
- сопоставлять информацию, полученную из
нескольких источников.
Работа с
текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать
текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить
факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
- формулировать
несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
- сопоставлять
и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять
на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник
получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с
текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать
содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
- на
основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник
получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной
точкой зрения;
- в процессе работы с одним или
несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Иностранный язык:
1. приобретение
начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил
речевого и неречевого поведения;
2. освоение
начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3. сформированность
дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы.
Коммуникативные
умения. Говорение
Выпускник научится:
- участвовать
в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе,
диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в
англоязычных странах;
- составлять
небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
- рассказывать
о себе, своей семье, друге.
Выпускник
получит возможность научиться:
- воспроизводить наизусть небольшие
произведения детского фольклора;
- составлять краткую характеристику
персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного
текста.
Аудирование
Выпускник научится:
- понимать
на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально/невербально реагировать на услышанное;
- воспринимать
на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений,
рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Выпускник
получит возможность научиться:
- воспринимать на слух аудиотекст и
полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
- использовать контекстуальную или
языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые
незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
- соотносить
графический образ иностранных слов с его звуковым образом;
- читать
вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале,
соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать
про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном
на изученном языковом материале;
- читать
про себя и находить необходимую информацию.
Выпускник
получит возможность научиться:
- догадываться о значении незнакомых слов
по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые
слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
- выписывать
из текста слова, словосочетания и предложения;
- писать
поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой
на образец);
- писать
по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
Выпускник
получит возможность научиться:
- в письменной форме кратко отвечать на
вопросы к тексту;
- составлять рассказ в письменной форме
по плану/ключевым словам;
- заполнять простую анкету;
- правильно оформлять конверт, сервисные
поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими. Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник
научится:
- воспроизводить графически и
каллиграфически корректно все буквы алфавита иностранного языка
(полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
- пользоваться алфавитом иностранного
языка, знать последовательность букв в нём;
- списывать текст;
- восстанавливать слово в соответствии с
решаемой учебной задачей;
- отличать буквы от знаков транскрипции.
Выпускник
получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать
буквосочетания иностранного языка и их транскрипцию;
- группировать слова в соответствии с
изученными правилами чтения;
- уточнять написание слова по словарю;
- использовать экранный перевод отдельных
слов (с русского языка на иностранный язык и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник
научится:
- различать на слух и адекватно
произносить все звуки иностранного языка, соблюдая нормы произношения
звуков;
- соблюдать правильное ударение в
изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы
предложений по интонации;
- корректно произносить предложения с
точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит
возможность научиться:
- распознавать связующее r в речи
и уметь его использовать;
- соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения
на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
- читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник
научится:
- узнавать в письменном и устном тексте
изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах
тематики на ступени начального общего образования;
- употреблять в процессе общения активную
лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
- восстанавливать текст в соответствии с
решаемой учебной задачей.
Выпускник
получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные
элементы;
- опираться на языковую догадку в
процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Выпускник
научится:
- распознавать и употреблять в речи
основные коммуникативные типы предложений;
- распознавать в тексте и употреблять в
речи изученные части речи: существительные с
определённым/неопределённым/нулевым артиклем, существительные в
единственном и множественном числе; глагол-связку to be; глаголы в
Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные
местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной
степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные;
наиболее употребительные предлоги для выражения временныґх и
пространственных отношений.
Выпускник
получит возможность научиться:
- узнавать сложносочинённые предложения с
союзами and и but;
- использовать в речи безличные
предложения (It’s cold. It’s
5 o’clock. It’s interesting), предложения с конструкцией there is/there
are;
- оперировать в речи неопределёнными
местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any
milk in the fridge? – No, there isn’t any);
- оперировать в речи наречиями времени (yesterday,
tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиями степени (much, little, very);
- распознавать в тексте и
дифференцировать слова по определённым признакам (существительные,
прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
Математика и информатика:
1. использование
начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений;
2. овладение
основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения
и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3. приобретение
начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4. умение
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать
данные;
5. приобретение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Числа и
величины
Выпускник научится:
- читать,
записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать
закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать
числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать,
записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
(килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр –
дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр).
Выпускник
получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или
нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной
величины (длинны, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять
письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение
и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять
устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);
- выделять
неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять
значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со
скобками и без скобок).
Выпускник
получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических
действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности
вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата
действия и др.).
Работа с
текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать
задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между
условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для
решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать
учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим
способом (в 1-2 действия);
- оценивать
правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник
получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли
величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
- решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные
отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать
взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать,
называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
- выполнять
построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать
свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать
и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить
реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник
получит возможность научиться:
§ распознавать,
различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус.
Геометрические
величины
Выпускник научится:
§ измерять длину отрезка;
§ вычислять периметр треугольника, прямоугольника
и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
§ оценивать размеры геометрических объектов,
расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник
получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника,
площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с
информацией
Выпускник научится:
- устанавливать
истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах,
геометрических фигурах;
- читать
несложные готовые таблицы;
- заполнять
несложные готовые таблицы;
- читать
несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник
получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые
диаграммы;
- достраивать несложную готовую
столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную
в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения,
содержащие логические связки и слова («… и …», «если… то…»,
«верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять
инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию,
представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования,
собирать и представлять полученную информацию с помощью таблицу и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную
при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать
данные, делать выводы и прогнозы).
Обществознание и естествознание:
Окружающий мир:
1. понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
3. осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение
доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. развитие
навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и
природа
Выпускник научится:
- узнавать
изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать
на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
- проводить
несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
- использовать
естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том
числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
- использовать
различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать
готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
- обнаруживать
простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения
к природе;
- определять
характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать
необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник
получит возможность научиться:
- использовать при проведении
практических работ инструменты ИКТ (фото, видеокамеру, микрофон и др.) для
записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные
процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и
механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и
необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила
экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия
воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня,
правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения
в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и
общество
Выпускник научится:
- узнавать
государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный
город;
- различать
прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
- используя
дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать
характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и
сопереживания им;
- использовать
различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные)
и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
Выпускник
получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с
разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны
и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления
богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на
благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального
сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность
выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке,
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
- определять общую цель в совместной
деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций
и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1. готовность
к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2. знакомство
с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3. понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4. формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России;
5. первоначальные
представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6. становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7. осознание
ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
1. сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2. сформированность
основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3. овладение
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
4. овладение
элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.).
Восприятие
искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать
основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
- различать
основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально
ценностное относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного
языка;
- узнавать,
воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.)
окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить
примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник
получит возможность научиться:
- воспринимать произведения
изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и
выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
- видеть проявления прекрасного в
произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в
природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение
о художественных произведениях, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях.
Азбука
искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать
простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать
основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой
деятельности;
- создавать
средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции
лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
- наблюдать,
сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
- использовать
декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения
своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник
получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности
языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественно-творческой
деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя
различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные
темы;
- моделировать новые формы, различные
ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы,
человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе
Paint.
Значимые
темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать
значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
- выбирать
художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта
– природы, человека, сказочного
героя, предмета, явления и т. д. – в живописи, графике и скульптуре,
выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник
получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать
красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной
работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира,
проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты,
портреты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на
значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Музыка:
1. сформированность
первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2. сформированность
основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
3. умение
воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4. использование
музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Музыка в
жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать
музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как
способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться
на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться
в музыкально-поэтическом творчестве,
- в
многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края,
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать
художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности
профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх,
действах и др.).
Выпускник
получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал,
осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных
видах деятельности;
- организовывать культурный досуг,
самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Основные
закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать
за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл
различных форм построения музыки;
- общаться
и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник
получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие
замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально
"пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков
для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как
инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов.
Музыкальная
картина мира
Выпускник научится:
- исполнять
музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.);
- определять
виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать
и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Выпускник
получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического
творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой
публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
Технология:
1. получение
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2. усвоение
первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3. приобретение
навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов; усвоение правил техники безопасности;
4. использование
приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических
и организационных задач;
5. приобретение
первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
6. приобретение
первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
- иметь
представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе
профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать
общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
- планировать
и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
- выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник
получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую
ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций
трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной
деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную
деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его
реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
(изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология
ручной обработки материалов.
Элементы
графической грамоты
Выпускник научится:
- на
основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно
подбирать доступные в обработке материалы для изделий по
декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с
поставленной задачей;
- отбирать
и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке
изделия);
- применять
приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
- выполнять
символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать
плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам,
рисункам.
Выпускник
получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную
технологическую последовательность реализации собственного или
предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический
результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в
соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование
и моделирование
Выпускник научится:
- анализировать
устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
- решать
простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а
также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать
несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник
получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную
на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с
целью решения определённой конструкторской задачи или передачи
определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в
материале.
Практика
работы на компьютере
Выпускник научится:
- соблюдать
безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для
решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать
простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать,
читать информацию, выполнять задания;
- создавать
небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы
текстов и презентаций.
Выпускник получит
возможность научиться:
- пользоваться
доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами
её получения, хранения, переработки.
Физическая
культура:
1. формирование
первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
2. овладение
умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3. формирование
навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Знания о
физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться
в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и
значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков
физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных
игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем
организма;
- раскрывать
на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое,
личностное и социальное развитие;
- ориентироваться
в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические
качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать
их между собой;
- организовывать
места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник
получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической
культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима
дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим
дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего
здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы
физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать
и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
- организовывать
и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом
воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
- измерять
показатели физического развития (рост, масса) и физической
подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести
систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник
получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с
записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток,
общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений
за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические
упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания
доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое
совершенствование
Выпускник
научится:
- выполнять упражнения по коррекции и
профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать
величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью
специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения на оценку
динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды
и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения
(кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на
спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое
бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения
(бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения
из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник
получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку,
оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво
гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол
по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по
физической подготовке;
- плавать, в том числе спортивными
способами;
- выполнять передвижения на лыжах (для
снежных регионов России).
Скачать файл fgos-plan-rezult.doc
|