Разработка: учитель начальных классов Бектяшева Лариса Борисовна МОУ СОШ №3
Урок-конспект:
Предмет: окружающий мир А.А. Плешаков. Класс: первый. Учитель: МОУ СОШ № 3 Бектяшева Л.Б. Раздел: Почему и зачем? Тема: Почему на Луне не живут люди? Урок: второй IV четверть. Тип урока: Усвоение новых знаний. Цель урока: 1. Формировать представление о Луне, как естественном спутнике Земли. 2. Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление. 3. Развивать интерес к планете Луне, как естественному спутнику Земли. Оборудование: - Конфигурация: Компьютер + медиопроектор, демонстрация программы «Солнечная система», упражнение № 4;
- Учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки, зеркало, глобус, цветные карандаши.
Ход урока I. Организационный момент. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! II. Повторение изученного материала. - Ребята, вспомните, на какой вопрос Муравьишко помогал нам ответить на прошлом уроке? (Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?) - Кто нам даст ответ на этот вопрос?
Двум детям учитель раздает индивидуальные карточки. Карточка 1. «Солнце» - Солнце – огромный пылающий … (шар). - Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). - Оно создает нам … (день). - По размерам Солнце … (больше) Земли. - Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли). Карточка 1. «Звезды» - Звезды – огромные пылающие … (шары). - Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся …. (далеко от Земли). - Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру). - Звезд на небе очень много и люди объединили их в … (созвездия). - На небе можно увидеть большой ковш – это … (созвездие Большая Медведица).
- Ну, а теперь поподробнее об этом. Разгадайте загадку и скажите отгадку: Голубой платок, Желтый клубок. По платку катается, Людям усмехается. (небо и солнце) - Что такое Солнце? Расскажите все, что знаете о нем (…). - Послушайте следующую загадку: Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего. Что это? (звезды)
- Что какое звезды? - Почему они кажутся нам маленькими светящимися толчками? - Какие названия звезд вам известны, назовите их? ()например, Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус…) - Одинаковы ли они по размеру и цвету? Расскажите об этом. - Кто изучает звезды? - С помощью чего астроном изучает звезды? - Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии пойдет наша речь: Из какого ковша Не пью, не едят, А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы)
1 ученик рассказывает об этом созвездии и древних греков.
- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд:
Ученик рассказывает миф об этом созвездии.
Вывод: - А теперь о рассказанном обо всем проверим карточки выполненные вашими товарищами, если правильный ответ – хлопок, неправильный – поднятие руки. III. Физминутка «Солнце». Кто-то утром, не спеша Надувает желтый шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. Что это за шар? | Ходьба на месте Дети дуют и разводят руки Поднять руки вверх, хлопок Поворот Дети хором: «Солнце». |
IV. Изучение нового материала. - Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталось в небе только Апельсиновая долька. - Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, Месяц) - Всегда ли Луна имеет одну и туже форму? - Об этом вы узнаете сейчас.
Демонстрация: Конфигурация: Компьютер + медиопроектор, демонстрация программы «Солнечная систнма», упражнение № 4, «Различные фазы луны»
- Нарисуйте на доске, как выглядит месяц и луна.
- Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то он серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. Послушайте одну такую сказку.
Почему у месяца нет платья (Сербская сказка) Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок при шел Месяц за платье. А платье узко и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платье. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
- А мы с вами сможем объяснить, почему так Луна меняет внешний вид? (…)
Вывод делает учитель: - Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… Давайте найдем рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.
Вопросы: - Что изображено голубым цветом? (Земля) - Что делает Земля? (она спит) - Значит сейчас какая часть суток? (ночь) - Что изображено белым цветом? (Луна) - А красным? (Солнце) - Что делает Солнце? (Светит на Луну) - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю) - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
Опыт: «Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляет солнечный луч на глобус)». - Само зеркало светится? (нет) - А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча) - Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. - Прочитаем текст на странице 90: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца». - А кто знает, какую форму она имеет? (форму шара) - Рассмотрим рисунок Луны на странице 91 в учебнике.
- Вместе с нами на Луну смотрит и Муравьишка с Мудрой Черепахой. А каким прибором они пользуются? (телескопом) - Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные пятна, горы…)
Сведения о Луне (учитель; методическое пособие «Поурочные разработки» Е.П. Фефилова и др. 1 кл. страница 201). V. Практическая работа. Открываем рабочую тетрадь на странице 35 задание №1. Ученики находят рисунок, на котором правильно показана Земля и Луна.
VI. Продолжение. - Луна – естественный природный спутник Земли. А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля)
Читают предложение: страница 91 учебника. - Луна – естественный спутник Земли. Ребята, посмотрите, как много узнали Муравьишка и Мудрая Черепаха, глядя в телескоп. - А как еще изучают Луну? Расскажите, что вы знаете об этом.
Дети отвечают, затем читается текст на странице 90 в учебнике.
- Что люди посылали на Луну? (Луноходы)
- Как они ими управляли? (с Земли по радио)
VII. Практическая работа. - Представьте, что вы с друзьями отправляетесь в космическое путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель в рабочей тетради (задание №2 страница 36).
VIII. Продолжение. - А теперь послушайте несколько советов, улетающим на Луну: 1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему? Потому что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. 2. Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступит ночь. 4. Зонтик тебе не пригодиться: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – так вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные. 5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете, только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, так даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать, ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до + 1300С, а за длинную ночь охлаждается до – 1700С.
- Составьте рассказ о путешествии на Луну по странице 90-91 учебника (…). - Могут ли жить люди на Луне? (нет, так как там нет воздуха)
IX. Итог. Скоро прозвенит звонок Подведем скорей итог. - Что такое Луна?
- Почему на Луне не живут люди?
- Что интересного на уроке вы узнали?
- О чем бы вы рассказали дома своим родителям и друзьям?
|
ЗЕМЛЯ – наш общий дом. Берегите ее! |
|